Главная / Статьи / Cфера интересов / Земельный налог в Казахстане

Земельный налог в Казахстане

1355238420_land1.jpgВ июне этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости пересмотреть в сторону увеличения ставки земельного налога. Причина такого решения – повышение эффективности и рациональности использования земель сельхозназначения.

 

Земельный фонд Республики Казахстан

 

Республика Казахстан занимает обширную территорию в центре Евразийского материка площадью 272,5 млн га. Она простирается на 3 тыс. км от низовьев реки Волги на западе до Алтайских гор на востоке и на 1,6 тыс. км от Западно-Сибирской низменности на севере до гор Заилийского Алатау Северного Тянь-Шаня на юге. По площади земель наша страна входит в десятку крупнейших государств мира. Общая протяженность сухопутной государственной границы Казахстана с сопредельными государствами составляет 13 392,6 км, в том числе с Российской Федерацией – 7 591,0 км, Республикой Узбекистан – 2 351,4 км, Китайской Народной Республикой – 1 782,8 км, Кыргызской Республикой – 1 241,6 км, Республикой Туркменистан – 425,8 км.

По данным баланса земель Республики Казахстан, на 1 ноября 2011 года в систему административно-территориального устройства республики входят 14 областей, 2 города республиканского значения, 161 административный район, 231 город областного и районного значения, а также поселки, 6 789 сельских населенных пунктов и 2 453 аульных (сельских) округа (табл. 1).

 

Таблица 1. Площадь земель, количество административных районов и населенных пунктов по областям (по состоянию на 1 ноября 2011 г.)

 

Наименование областей

Площадь земель, тыс. га

Количество административно-территориальных единиц

 

районы (без районов в городах)

города и поселки

сельские населенные пункты

аульные (сельские) округа

 
 

Акмолинская обл.

14 621,9

17

26

616

236

 

Актюбинская обл.

30 062,9

12

8

410

141

 

Алматинская обл.

22 391,1

16

28

723

251

 

Атырауская обл.

11 863,1

7

8

166

71

 

Восточно-Казахстанская обл.

28 322,6

15

34

773

252

 

Жамбылская обл.

14 426,4

10

14

378

153

 

Западно-Казахстанская обл.

15 133,9

12

6

456

155

 

Карагандинская обл.

42 798,2

9

48

384

192

 

Кызылординская обл.

22 601,9

7

5

225

143

 

Костанайская обл.

19 600,1

16

13

633

256

 

Мангистауская обл.

16 564,2

5

6

55

43

 

Павлодарская обл.

12 475,5

10

9

407

169

 

Северо-Казахстанская обл.

9 799,3

13

5

698

204

 

Южно-Казахстанская обл.

11 724,9

12

19

865

187

 

г. Алматы

33,2

1

 

г. Астана

71,0

1

 

Всего (территория)

272 490,2

161

231

6 789

2 453

 

 

Примечание: количество аульных (сельских) округов приведено по данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2011 года.

 

Распределение земельного фонда по категориям земель

 

Согласно Земельному кодексу Республики Казахстан, земельный фонд страны в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

По данным баланса земель на 1 ноября 2011 года, территория Республики Казахстан составляет 272,5 млн га, из них используется Российской Федерацией под космодром Байконур и военные полигоны 11 317,3 тыс. га, одновременно на территории Республики Узбекистан предоставлено Республике Казахстан под санаторий «Чимган» 0,9 тыс. га. В результате используемый Казахстаном земельный фонд составляет 261 173,8 тыс. га.

Распределение земельного фонда республики по категориям земель и их динамика представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Динамика земельного фонда по категориям земель, тыс. га

 

Наименование категорий земель

1991 г.

2010 г.

2011 г.

Изменения (+, — )

2011 г. к 1991 г.

2011 г. к 2010 г.

1. Земли сельскохозяйственного назначения

218 375,8

93 387,6

93 727,4

-124 648,4

+339,8

2. Земли населенных пунктов

3 747,2

23 217,0

23 684,1

+19 936,9

+467,1

в том числе:

городов и поселков

сельских населенных пунктов

2 053,5

1 693,7

1 789,7

21 427,3

2 311,0

21 373,1

+257,5

+19 679,4

+521,3

-54,2

3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения

18 796,8

2 663,8

2 688,0

-16 108,8

+24,2

4. Земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

775,1

5 651,6

5 755,7

+4 876,5

+104,1

5. Земли лесного фонда

10 179,2

23 048,4

23 029,0

+12 849,8

-19,4

6. Земли водного фонда

819,9

4 096,1

4 108,5

+3 288,6

+12,4

7. Земли запаса

18 952,3

109 109,3

108 181,1

+89 228,8

-928,2

Итого земель

271 646,3

261 173,8

261 173,8

-10 472,5

в том числе земли, используемые на территории других государств

149,8

0,9

0,9

-148,9

Земли, используемые другими государствами

993,7

11 317,3

11 317,3

+10 323,6

Территория республики

272 490,2

272 490,2

272 490,2

 

1355238429_land2.jpg

О земельном налоге

 

Впервые плата за пользование землей в Казахстане была установлена 20 лет назад. В соответствии с этим нововведением был разработан Закон «О земельном налоге», принятый Верховным Советом Республики Казахстан 17 декабря 1991 года и введенный в действие с 1 января 1992 года. Согласно этому документу, плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие во владении или пользовании земельные участки.

Основная цель Закона – обеспечение экономическими методами рационального использования земель и формирование доходов бюджетов для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, охранных мероприятий, а также социально-культурного развития территорий.

Согласно Налоговому кодексу Республики Казахстан, в настоящее время на территории нашей страны действуют 9 видов налогов:

1) корпоративный подоходный налог;

2) индивидуальный подоходный налог;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизы;

5) налоги и специальные платежи недропользователей;

6) социальный налог;

7) земельный налог;

8) налог на транспортные средства;

9) налог на имущество.

Согласно статье 9 Земельного кодекса, земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном пользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

За земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками.

Порядок исчисления и уплаты в доход бюджета платы за пользование земельными участками определяется в соответствии с налоговым законодательством республики.

 

Налогообложение сельхозтоваропроизводителей

 

В целях оказания государственной поддержки представителям аграрного сектора республики действующим налоговым законодательством страны предусмотрен ряд мер, направленных на снижение налоговой нагрузки и упрощение процедур налогообложения.

Налоговым кодексом предусмотрены специальные налоговые режимы для крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц – производителей сельхозпродукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также сельских потребительских кооперативов.

 

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств

 

Данный режим налогообложения предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, занимающихся производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Исключением являются крестьянские (фермерские) хозяйства, которые производят, перерабатывают и реализуют подакцизную продукцию.

Такая форма расчетов с бюджетом, по мнению экспертов Агентства РК по управлению земельными ресурсами, очень удобна для фермеров, так как в данном случае объектом налогообложения является не доход, полученный от реализации продукции, а оценочная стоимость земельного участка, к которой применяется установленная неизменная ставка.

 

Условия применения специального налогового режима

 

Право применения специального налогового режима предоставляется крестьянским (фермерским) хозяйствам при наличии земельных участков в частной собственности и (или) участков, находящихся в аренде (на основании права землепользования, включая право вторичного землепользования).

 

Необходимые документы

 

Для применения специального налогового режима крестьянские (фермерские) хозяйства должны представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговое заявление установленной формы, копии правоустанавливающих, идентификационных документов на земельные участки, а также копии актов оценочной стоимости земельных участков, выданных уполномоченным государственным органом по земельным отношениям. При отсутствии акта оценочная стоимость участка определяется, исходя из оценочной стоимости одного гектара земли в среднем по району, согласно данным, предоставленным уполномоченным государственным органом по земельным отношениям (земельным комитетом).

В свою очередь, налоговый орган обязан в течение трех рабочих дней со дня представления налогового заявления вынести решение о применении или отказе применения специального налогового режима. Основанием для отказа является несоответствие налогоплательщика условиям режима (по виду деятельности, наличию земельного участка) и непредставление налогоплательщиком вышеперечисленных документов.

 

1355238404_land3.jpg

Особенности применения специального налогового режима

 

Плательщики единого земельного налога освобождаются от уплаты следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет:

— индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе доходов в виде сумм, полученных из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов), связанных с деятельностью, на которую распространяется данный специальный налоговый режим (например, субсидии и дотации);

— налога на добавленную стоимость – по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим;

— земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками – по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим;

— налога на транспортные средства – по объектам налогообложения, указанным в пп. 1, 2 п. 3 ст. 365 Налогового кодекса РК;

— налога на имущество – по объектам налогообложения, указанным в пп. 1, п. 4 ст. 394 Налогового кодекса.

Исчисление и уплата прочих налогов и других обязательных платежей в бюджет и представление налоговой отчетности по ним производятся в общеустановленном порядке.

Плательщики единого земельного налога вправе добровольно подать налоговое заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС.

При осуществлении видов деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств, плательщики единого земельного налога обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, а также имущества, и производить исчисление и уплату соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет по указанным видам деятельности в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Казахстан.

 

Налоговый период

 

Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год.

 

Объект налогообложения

 

Объектом налогообложения для исчисления единого земельного налога является оценочная стоимость земельного участка.

 

Порядок исчисления налогов

 

Для исчисления единого земельного налога по пашням введена специальная сложно-прогрессивная шкала с градацией от 0,1 до 0,5%, которая зависит от площади земельного участка. По остальным земельным участкам налог исчисляется по ставке 0,1%.

Плательщики единого земельного налога ежемесячно рассчитывают суммы социального налога по ставке 20% от МРП за каждого работника, а также за главу и совершеннолетних членов крестьянского (фермерского) хозяйства. Обязательства по исчислению и уплате социального налога за совершеннолетних членов крестьянского (фермерского) хозяйства возникают с начала календарного года, следующего за годом достижения ими совершеннолетия.

Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений, рассчитанных в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании». При этом, при превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога, сумма последнего становится равной нулю.

 

Сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов

 

Уплата единого земельного налога, социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников, плата за эмиссии (выбросы) в окружающую среду, социальные отчисления, перечисление обязательных пенсионных взносов производятся в следующем порядке:

1) суммы, исчисленные с 1 января до 1 октября налогового периода, подлежат уплате в бюджет не позднее 10 ноября текущего налогового периода;

2) суммы, исчисленные с 1 октября по 31 декабря налогового периода, подлежат уплате в бюджет не позднее 10 апреля налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом.

Уплата социального налога и индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, производится по месту нахождения земельных участков.

В декларации для плательщиков единого земельного налога отражаются исчисленные суммы единого земельного налога, социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, платы за выбросы в окружающую среду, а также обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Декларация для плательщиков единого земельного налога представляется не позднее 31 марта налогового периода, следующего за отчетным, в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.

 

О ставках земельного налога

 

Для эффективного налогообложения, в зависимости от целевого назначения, все земли распределяются по категориям. При этом обложению земельным налогом подлежат только земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и земли промышленного пользования. Остальные категории земель облагаются налогом только в случае их передачи в постоянное или первичное безвозмездное временное землепользование. На основании такого распределения устанавливаются базовые ставки земельного налога.

Так, например, базовые ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения устанавливаются пропорционально баллам бонитета в расчете на один гектар и дифференцируются по качеству почв – от 0,48 тенге до 202,65 тенге. На земли полупустынной, пустынной и предгорно-пустынной зон – от 19,78 тенге до 50,18 тенге.

Как известно, в настоящее время создана специальная рабочая группа во исполнение поручения Главы государства Н.А. Назарбаева для рассмотрения нескольких вариантов повышения земельного налога.

Агентством Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами путем опроса землепользователей (сельхозтоваропроизводителей) и на основании данных Налогового комитета Министерства финансов РК был выполнен собственный анализ процедуры уплаты земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями в целом по республике и на примере Акмолинской области.

Результаты исследования показали, что по 4 306 крестьянским хозяйствам Акмолинской области, за которыми закреплено 2 291 500 га земель, за минувший 2011 год начислено и уплачено налогов на сумму 155 439 000 тенге.

При среднем размере земельного участка в 532 га одно среднестатистическое крестьянское хозяйство за год оплачивает налоги в размере 36 098 тенге (или в пересчете на один гектар – 67 тенге).

1355238449_land4.jpgПо 1 038 сельхозтоваропроизводителям (АО, ТОО), за которыми закреплено 7 716 700 га земель, за 2011 год начислено и уплачено в бюджет налогов на сумму 3 159 174 000 тенге.

При среднем размере землепользования в 7 434 га одно среднее юридическое сельскохозяйственное предприятие за год оплачивает налоги в размере 3 043 000 тенге (или в пересчете на один гектар – 409 тенге).

Приведем фактические данные на примере одной зерносеющей компании (форма собственности – ТОО). При площади сельхозугодий 39 693 га, в том числе пашня – 16 195 га и пастбища – 18 688 га, общие затраты за 2011 год составили 639 000 168 тенге, из них: на растениеводство потрачено 478 804 000 тенге, на животноводство – 160 364 000 тенге. При этом было начислено и уплачено налогов на сумму 38 485 939 тенге. Коэффициент налоговой нагрузки для данного хозяйства составил 6%.

Совокупная сумма земельного налога и платы за пользование земельными участками за 2011 год в целом по стране составила 22 230 592 000 тенге, в том числе от аграрного сектора экономики – 1 938 976 000 тенге.

Удельный вес земельного налога и земельных платежей в общей сумме всех налогов составляет 0,00053%, а из всех видов земельного налога, который платит агропромышленный сектор экономики, – от 5 до 7%.

Следует отметить, что от всех поступивших налогов аграрного сектора 13% приходится на долю крестьянских (фермерских) хозяйств, хотя за ними закреплено 52% всех земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в обороте.

Сейчас, по словам специалистов земельного агентства, пока еще рано говорить о том, на сколько будет повышен земельный налог для сельских товаропроизводителей. Обсуждения по данному вопросу еще не закончены. Но на основании всех выдвинутых предложений, включая рекомендации и концепции, полученные от общественных сельскохозяйственных организаций, должно быть принято взвешенное решение. Важным фактором является введение принципа экономического стимулирования для эффективного использования земель. Так, например, наряду с увеличением земельного налога следует ввести методику расчета, основанную на повышающих коэффициентах за нерациональное пользование земельными участками. Такой подход так же будет вынуждать использовать землю эффективно, либо вообще отказаться он неиспользуемых площадей. О том, будет ли такое предложение принято, говорить однозначно – сегодня трудно, но определенная логика в этом, несомненно, есть.

 

Земельные аукционы

 

По информации Агентства РК по управлению земельными ресурсами, для эффективного вовлечения земель в сельскохозяйственный оборот на сегодняшний день из 108 млн га земель запаса проинспектировано и обследовано более 30 млн га территорий. За последний год выставлено на открытые торги около 5,5 млн га таких земель, из которых 3,7 млн га вовлечены в сельскохозяйственный оборот.

Процедура торгов довольна проста. Информация о выставляемых на продажу участках имеется в местных земельных комитетах. За месяц до начала аукциона подробные данные по участкам публикуются в местных СМИ. Принять участие в аукционе может любой желающий. Аукционный метод применяется при продаже земельного участка в собственность – это коммерческие объекты. Земли сельхозназначения предоставляются во временное пользование.

 

Наша справка

В настоящее время базовые налоговые ставки на земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные физическим лицам для ведения личного домашнего (подсобного) хозяйства, садоводства и дачного строительства, включая земли, занятые под постройки, устанавливаются в следующих размерах:

— при площади до 0,50 гектара включительно – 20 тенге за 0,01 гектара;

— на площадь, превышающую 0,50 гектара, – 100 тенге за 0,01 гектара.

Придомовые земельные участки подлежат налогообложению по следующим базовым налоговым ставкам:

для городов Астаны, Алматы и городов областного значения:

— при площади до 1000 квадратных метров включительно – 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

— на площадь, превышающую 1000 квадратных метров, – 6,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налога на земельные участки, превышающие 1000 квадратных метров, могут быть снижены с 6,00 до 0,20 тенге за 1 квадратный метр.

для остальных населенных пунктов:

— при площади до 5000 квадратных метров включительно – 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

— на площадь, превышающую 5000 квадратных метров, – 1,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налогов на земельные участки, превышающие 5000 квадратных метров, могут быть снижены с 1,00 тенге до 0,20 тенге за 1 квадратный метр.

Особую благодарность за помощь в подготовке материала, консультации и предоставленные данные редакция журнала выражает заместителю председателя Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами Чиканаеву Казбеку Шаймерденовичу.

 

Подготовил Алексей Диденко, фото – Омирзак Абдишукурулы, allday.ru

Смотрите также

jairo-castano

Всемирная сельскохозяйственная перепись

Каждые десять лет большинство стран мира сотрудничают в рамках Программы всемирной сельскохозяйственной переписи Продовольственной и ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *