Главная / Статьи / Рынок / Зерноперерабатывающая отрасль: вопросы развития

Зерноперерабатывающая отрасль: вопросы развития

1387357919_zerno1.jpg

Казахстан, учитывая свои природно-климатические условия, географическую расположенность и численность населения, не должен ставить перед собой задачу полной самообеспеченности продовольствием. В рамках данной проблемы Министерством сельского хозяйства республики в 2013 году определен ряд продуктов, на которых АПК должен сконцентрироваться с целью обеспечения внутреннего спроса и экспорта сельскохозяйственной продукции: среди них молоко, мясо, плоды и овощи, продукты глубокой переработки зерна и т.д.

 

В сложившихся условиях целесообразно развитие зерноперерабатывающей отрасли на базе отечественного высококачественного сырья в таких сферах как мукомольно-крупяное и макаронное производство, комбикормовая промышленность, переработка масличных культур и глубокая переработка зерна.

На сегодняшний день зерноперерабатывающая отрасль (в том числе переработка семян масличных культур), объединяющая более 500 предприятий, является фундаментом развития других отраслей отечественного АПК. Важность зернопереработки в экономике страны обусловлена тем, что 40% объема агропромышленного производства связано с зерном. Зерно является стратегическим, социальным и экономически значимым товаром. По уровню переходящих запасов зерна судят о национальной продовольственной безопасности. Объемы производства и переработки зерна влияют на структуру потребления ресурсов и формирование валового внутреннего продукта государства. В данной отрасли сосредоточены значительные средства производства. Зерноперерабатывающая промышленность в структуре переработанной сельхозпродукции занимает наибольший удельный вес – 76,3%.

Сегодня зерноперерабатывающий сектор республики находится в относительно стабильном состоянии, но требует дальнейшего развития, повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала. Принятие следующих мер способствовало бы повышению качества, объемов и экспортной способности продукции данной отрасли:

— разработка и внедрение критических технологий глубокой переработки зерна на основе технологической модернизации предприятий зерноперерабатывающей отрасли;

— совершенствование системы технического регулирования в области производства, хранения, транспортировки и реализации продуктов переработки зерна с учетом международной практики;

— внедрение системы сертификации органического производства и создание бренда «Зернопродукты Казахстана»;

— разработка и внедрение профессиональных стандартов рабочих профессий в сфере элеваторного, мукомольно-крупяного и комбикормового производства.

 

Разработка и внедрение критических технологий

 

Несмотря на увеличение затрат на науку, даже самые экономически развитые государства не могут себе позволить вести исследования на современном уровне по всем направлениям. В связи с этим, возникает необходимость выбора приоритетных позиций, где и должны быть сконцентрированы основные усилия ученых и бюджетные средства.

Под приоритетными направлениями понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно-техническое и промышленное развитие страны. В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники можно выделить более конкретные прикладные ответвления, называемые критическими технологиями.

Правительством Казахстана до 2020 года определены 75 критических технологий по 7 приоритетным отраслям экономики, в том числе 15 критических технологий в сфере АПК, одна из которых относится к глубокой переработке сельскохозяйственного сырья.

Критические технологии определены по результатам форсайтных исследований (научно-технологическое прогнозирование), проведенных в Казахстане экспертами Национального агентства по техническому развитию при методологической поддержке Корейского института оценки и планирования науки и технологий с привлечением казахстанских ученых.

В Казахстане вопросами научного обеспечения зерноперерабатывающей отрасли инновационными технологиями и научным сопровождением технологической обеспеченности перерабатывающих предприятий занимается Казахский НИИ переработки сельскохозяйственной продукции. В настоящее время по инициативе Национального агентства по технологическому развитию учеными НИИ начата разработка целевой технологической программы «Технологии глубокой переработки сельскохозяйственного сырья». Программа разрабатывается с привлечением ученых из других НИИ и вузов республики, а также специалистов перерабатывающей промышленности, имеющих практический опыт реализации в сфере технологий по глубокой переработке.

1387357993_zerno2.jpgКак показывает опыт, в развитых странах активно финансируются те критические технологии, где существует тандем «исследовательское учреждение – малое инновационное предприятие», и имеется реальная перспектива создания наукоемкого продукта и его продажи на рынке.

Для дальнейшего применения в производстве и коммерциализации, а также в целях содействия технологической модернизации предприятий зерноперерабатывающей отрасли все инновации и наукоемкие продукты, полученные в результате исследований, должны пройти апробацию на опытно-технологических площадках.

К сожалению, из-за отсутствия современной опытно-технологической площадки КазНИИ переработки сельскохозяйственной продукции не имеет возможности решить с необходимой точностью задачи по технологической модернизации зерноперерабатывающей отрасли.

Как показали результаты аналитических отчетов, за научным сопровождением проектов отечественные экспортоориентированные зерноперерабатывающие предприятия вынуждены периодически обращаться к услугам зарубежных научных организаций и экспертов. Причина в том, что казахстанская наука в области переработки не отвечает всем потребностям современного производства из-за слабой материально-технологической оснащенности лабораторий и отсутствия опытных технологических линий.

Непринятие неотложных мер по исправлению ситуации приведет к полной зависимости отечественных зерноперерабатывающих предприятий от зарубежных научных учреждений. В то же время, именно непривлекательность материально-технической базы отечественной науки является следствием утечки перспективных молодых научных кадров в другие сферы экономики.

 

Совершенствование системы технического регулирования

 

В настоящее время ни один вопрос, касающийся технического регулирования в Республике Казахстан, нельзя рассматривать в отрыве от процессов интеграции в рамках Таможенного союза (ТС). Очевидной стала необходимость гармонизации, а в отдельных случаях унификации системы технического регулирования трех стран.

На сегодняшний день в рамках ТС действуют Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, Технические регламенты «О безопасности зерна», «О безопасности пищевой продукции» и гармонизированные с ними стандарты, регламентирующие требования к безопасности и качеству зерна и продуктов его переработки.

Необходимо отметить, что в вышеуказанных нормативно-правовых актах имеется дублирование и противоречия требований, технические ошибки в тексте документов, а также выявлено отсутствие доказательной базы.

Введение в действие Технического регламента «О безопасности зерна» выявило ряд проблемных вопросов, связанных с отсутствием стандартных образцов и методов определения отдельных показателей безопасности. Кроме того, с целью приведения положений данного документа в соответствие с показателями Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, возникла необходимость внесения дополнений касательно показателей предельно-допустимого содержания кадмия в семенах подсолнечника, предназначенных для непосредственного употребления в пищу, и предельно-допустимых уровней содержания действующих веществ пестицидов в зерне.

В Техническом регламенте ТС «О безопасности пищевой продукции» приведены показатели безопасности продовольственного зерна, хотя продовольственное зерно не является объектом данного нормативного правового акта.

Данные недостатки являются сдерживающим фактором развития технического регулирования в области безопасности зерна и продуктов его переработки в рамках Таможенного союза. Следует также отметить, что в настоящий момент реализация некоторых требований Технических регламентов является невозможной. Например, система ХАССП становится обязательной и для зерноперерабатывающей отрасли. В действительности же, реализация данного требования сопряжена со следующими проблемными вопросами: отсутствием в государственной системе технического регулирования органов по подтверждению соответствия системе ХАССП, признанных на международном уровне; ограниченным количеством экспертов-аудиторов, зарегистрированных в международных реестрах по данной системе; отсутствием обученного персонала по системе ХАССП в реальном производстве и научно обоснованных методических рекомендаций, адаптированных к условиям отечественного производства и учитывающих особенности зерноперерабатывающей отрасли; чрезмерно высокими ценами на консультационные услуги и другими нерешенными пока моментами.

Для справки: по данным Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий РК, в нашей стране всего 82 предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности внедрили систему менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе стандарта ISO 22000:2005, одним из основных элементов которого являются принципы ХАССП. Хотя в Казахстане в данной отрасли работает более 2 200 компаний.

По количеству сертифицированных предприятий республика существенно отстает в процентной и абсолютной величине от партнеров по ТС: в Белоруссии более 50% отраслевых компаний прошли международную сертификацию, в России – 22%. Без решения проблемных вопросов обязательное внедрение системы ХАССП во всех отраслях пищевой промышленности – преждевременная задача. Помимо этого, зерноперерабатывающая отрасль характеризуется низким уровнем пищевой безопасности, по сравнению с другими отраслями перерабатывающей промышленности.

Необходимо учитывать, что страны, где система ХАССП является обязательной для предприятий переработки (США, ЕС, Япония, Австралия, Канада, Новая Зеландия), шли к этому более 30 лет. В этих государствах систему ХАССП первым делом начали внедрять в отраслях с высоким уровнем пищевой безопасности и планомерно, в течение нескольких десятилетий, охватили всю перерабатывающую и пищевую промышленность.

1387357960_zerno3.jpgКазахстан одним из первых среди стран СНГ начал процесс перехода на международную систему технического регулирования. В республике были разработаны и приняты Технические регламенты, подтверждающие безопасность пищевых продуктов и отвечающие принципам соглашений по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам ВТО. Некоторые казахстанские Технические регламенты временно введены в России. При разработке отдельных Технических регламентов ТС за основу взяты казахстанские нормативно-правовые акты.

За короткое время Казахстан не только уступил лидерство в вопросах реформирования технического регулирования, а оказался аутсайдером. Это, в первую очередь, связано с низкой компетенцией команды переговорщиков и отсутствием должного понимания уполномоченного и отраслевого органов всей значимости данных переговоров для развития отрасли. Однако это является следствием, а причина заключается в большой текучести кадров в госорганах (постоянная смена сотрудников в команде переговорщиков), отсутствии в республике научно-исследовательских учреждений, занимающихся вопросами научно-инновационного развития технического регулирования и создающих научную основу для повышения конкурентоспособности отечественной продукции методами стандартизации и оценки соответствия. Подведомственные предприятия Комитета технического регулирования и метрологии МИНТ РК – РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» и «Казахстанский институт метрологии», в классическом понимании, научно-исследовательскими учреждениями не являются. В связи с отсутствием научного потенциала в подведомственных предприятиях данного Комитета, некоторые свои функции они перекладывают на Технические комитеты по стандартизации, функционирующие на общественных началах.

Для отстаивания национальных интересов в рамках Таможенного союза предлагается в министерствах открыть управления по переговорным позициям. Открытием отдельного структурного подразделения не решить данную проблему, тем более, что во многих центральных органах уже функционируют управления таможенно-тарифного, нетарифного и технического регулирования, и усиление переговорных позиций входит в их функции совместно с отраслевыми департаментами.

Для решения всех накопленных проблем в области технического регулирования необходимо принять меры по децентрализации государственной системы технического регулирования с усилением роли отраслевых ведомств.

В качестве первоначальной площадки децентрализации данной системы необходимо воспользоваться создаваемой Национальной палатой предпринимателей. Тем более, что Национальной палате предпринимателей, соответствующим законом, делегированы широкие полномочия государственных органов в сфере профессионально-технического образования, комплексной сервисной поддержки малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, а также вменены функции участия в разработке стандартов и Технических регламентов в области технического регулирования и обеспечения их соблюдения предпринимателями.

 

Система сертификации органического производства

 

Повышение уровня жизни в республике привело к изменению отношения потребителя к пищевой продукции. Он становится более требовательным к своему питанию, хочет покупать продукты, соответствующие его запросам. Доказательство качества становится необходимым коммерческим аргументом при заключении контрактов, а само качество − определяющим фактором конкурентоспособности продукции. Как следствие, возрастает спрос на экологически чистую продукцию или органические продукты питания.

В связи с этим, для совершения качественного рывка в зерноперерабатывающей отрасли необходимо развить производство органически чистых продуктов на основе зернопроизводства. В Казахстане имеются все необходимые предварительные условия для его развития: огромные экологически чистые территории; конкурентоспособная мукомольная промышленность и экспортоориентированная зерновая отрасль, работающие на качественном сырье; законодательная и нормативная базы; отраслевая программа развития АПК; функционирующие Технические комитеты по стандартизации; развитая научно-инновационная инфраструктура; отлаженные экономические, торговые и партнерские отношения со многими государствами мира.

1387357944_zerno4.jpgВ первую очередь, для развития производства органически чистых продуктов на основе зерна необходимо изменить сложившуюся в государственной системе технического регулирования процедуру добровольной сертификации органического производства, заключающуюся только в выдаче знака экологически чистой продукции, без проведения экологического мониторинга условий и средств производства. Данная практика является основным препятствием развития органического производства в республике, так как действующая система сертификации не вызывает доверия у зарубежных партнеров. Пришло время для разработки и внедрения процедур сертификации органического производства, соответствующих международным правилам, направленных на минимизацию негативного воздействия антропогенных факторов на окружающую среду при возделывании сельскохозяйственных культур и выращивании сельскохозяйственных животных.

Международные требования к производителям органической продукции являются чрезвычайно жесткими. Земля, на которой планируется производить экологически чистую продукцию, должна в течение трех лет проходить процедуру очистки, лишь после этого ей может быть выдан экологический сертификат. При производстве запрещается использовать минеральные удобрения, а также генетически модифицированные культуры. Приветствуется использование ручного труда.

Разработка и внедрение системы сертификации органического производства, соответствующего международным правилам, должна стать предпосылкой создания бренда «Зернопродукты Казахстана», что станет сильнейшим инструментом повышения привлекательности отечественной продукции. Создание экологически чистого хлебного бренда будет гарантировать высокий спрос на казахстанскую муку и пшеницу, способствовать развитию мукомольного производства и положительно скажется на имидже страны.

 

Профессиональные стандарты

 

В связи с изменением технологии производства, возрастанием роли научно-технического прогресса в производственной деятельности, повышением требований к уровню квалификации, общеобразовательной и специальной подготовки рабочих, качеству и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также с изменением содержания труда возникла необходимость разработки профессиональных стандартов по рабочим профессиям элеваторного, мукомольно-крупяного и комбикормового производства.

Необходимо отметить, что со времен СССР не был обновлен перечень рабочих профессий, а также предъявляемые к ним квалификационные требования. В единых тарифно-квалификационных справочниках работ и профессий рабочих, принятых в последние годы, не учтены появившиеся новые технологии, динамика рыночной ситуации, спрос на новые компетенции рабочих профессий в элеваторном, мукомольно-крупяном и комбикормовом производствах.

В связи с этим, КазНИИ переработки сельскохозяйственной продукции инициирует разработку профессиональных стандартов по перечисленным рабочим профессиям в рамках функционирующего проекта модернизации технического и профессионального образования, финансируемого Международным банком реконструкции и развития. Тем более, что данный проект в настоящее время реализует мероприятия по работке профессиональных стандартов в области переработки плодоовощной продукции, растениеводства, земледелия, ветеринарии, лесного хозяйства, зоотехнии и ветеринарии, то есть имеет соответствующие компетенции по формированию отраслевых квалификаций в сфере АПК.

Профессиональные стандарты по рабочим профессиям должны содержать системное и структурированное описание трудовых функций и соответствующих требований к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям работников в соответствии с производственными запросами отрасли. Стандарты должны быть разработаны с учетом отраслевой рамки квалификаций в сфере сельского хозяйства, утвержденной приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан.

 

Д.А. Шаймерденова, Б.К. Булашев (КазНИИ переработки сельскохозяйственной продукции)

Смотрите также

rynok1

Обзор зернового рынка Казахстана: завершен 1 квартал

АО «Товарная биржа «ЕТС» подводит итоги зернового рынка за март месяц и 1 квартал 2016 ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *