Главная / Статьи / Рыбоводство / За сохранение уникальных биоресурсов для будущих поколений

За сохранение уникальных биоресурсов для будущих поколений

1379051430_fish1.jpgКомитет рыбного хозяйства разделяет опасения общественности за складывающуюся ситуацию по сохранению биологических ресурсов Урало-Каспийского бассейна и предпринимает соответствующие меры.

 

В первую очередь, в 2012 году в тесном сотрудничестве с депутатами Парламента Республики Казахстан были внесены поправки в Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». Эти нововведения предусматривают развитие правовой базы для достижения следующих целей:

 

— усиление охраны рыбных ресурсов;

— ужесточение ответственности за браконьерство;

— повышение роли неправительственных организаций.

 

Так, предусмотрена норма, позволяющая уполномоченному органу утверждать методику, согласно которой будет рассчитываться размер компенсации вреда, наносимого и нанесенного рыбным ресурсам, в том числе и неизбежного, в результате хозяйственной деятельности человека.

Кроме того, установлена единая система маркирования икры осетровых видов рыб для торговли на внутреннем и внешнем рынках. Реализация немаркированной икры осетровых видов рыб не допускается, соответственно, за нарушение установленного порядка предусмотрена ответственность.

Также были ужесточены меры ответственности за незаконную добычу, приобретение, хранение, сбыт, ввоз, вывоз, пересылку и перевозку осетровых видов рыб или их частей и дериватов. Предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 3-х лет с конфискацией имущества осужденного, а также имущества, являющегося объектом преступных действий.

Следует напомнить, что на Третьем саммите глав прикаспийских государств в ноябре 2010 года в Баку президент Казахстана Нурсултан Назарбаев инициировал введение моратория на коммерческий вылов осетровых видов рыб в Каспийском море. В настоящее время данный вопрос прорабатывается Комиссией по водным биоресурсам Каспийского моря. Со своей стороны наша страна уже ввела запрет на промысловый лов осетровых видов рыб.

Важно отметить, что сокращение численности популяции осетровых видов рыб связано с заилением нерестилищ из-за изменения гидрологического режима, сокращения продолжительности попусков и объема водного стока реки Урал в нерестовый период.

На сегодняшний день Урал является единственной водной артерией, где еще сохранились места для естественного нереста осетровых видов рыб.

В целях создания условий для естественного воспроизводства осетровых на каналах-рыбоходах в пределах Атырауской области с 2004 года проводятся дноуглубительные работы за счет средств республиканского бюджета.

Для искусственного воспроизводства рыб осетровых видов Атырауским и Урало-Атырауским осетровыми рыбоводными заводами в естественную среду обитания ежегодно выпускается порядка 7 млн штук молоди. Для увеличения суммарной мощности данных рыбхозов в два раза разработано технико-экономическое обоснование реконструкции этих заводов.

Стоит отметить, что в Атырауской области планируется строительство нового осетрового завода проектной мощностью 30 млн штук молоди осетровых видов рыб в год. Для разработки технико-экономического обоснования данного инвестиционного проекта в Министерство экономики и бюджетного планирования РК внесено обоснование по строительству завода.

1379051438_fish2.jpgВ утвержденной Постановлением Правительства РК от 18 февраля 2013 года Программе по развитию агропромышленного комплекса «Агробизнес-2020» предусмотрены меры государственной поддержки развития товарного рыбоводства. Практическая реализация данных мер возложена на Министерство сельского хозяйства республики. В частности, для поддержки и развития товарного рыбоводства предусмотрено осуществить субсидирование затрат на содержание ремонтно-маточного стада ценных видов рыб.

Указом президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».

Постановлением Правительства от 6 августа 2012 года утвержден План мероприятий на 2013-2020 годы по реализации Концепции по переходу нашей страны к «зеленой экономике». Документ предусматривает разработку Программы развития рыбного хозяйства до 2020 года, в которой будут определены меры по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы, укреплению материально-технической оснащенности бассейновых инспекций рыбного хозяйства, а также модернизации производственной базы предприятий воспроизводственного комплекса.

В целом, проводимая с заинтересованными государственными органами и хозяйствующими субъектами совместная работа направлена на защиту и сохранение для будущих поколений уникального биологического разнообразия в Урало-Каспийском бассейне.

 

Наша справка

 

В соответствии с действующим правовым статусом, опирающимся на советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов, Каспий открыт для пользования всеми прибрежными государствами на всем протяжении. По этим договорам Каспийское море объявлялось советско-иранским, на нем не устанавливалось границ, а за каждым государством резервировалась рыболовная зона шириной десять миль, в которой могли ловить рыбу суда под соответствующим национальным флагом. Вся остальная часть Каспия объявлялась зоной свободного судоходства.

После распада СССР и образования независимых государств – Азербайджана, Казахстана и Туркменистана – одной из первостепенных задач для стран Каспийского региона стала необходимость определения международно-правового статуса Каспийского моря.

Вопрос о статусе Каспия возник в начале 1992 года, когда Иран выступил с инициативой создания Организации регионального сотрудничества прикаспийских государств. В дальнейшем проблема статуса становилась все более острой, поскольку она была связана с проблемой собственности на природные, прежде всего, энергетические, ресурсы, находящиеся под дном Каспия. В том же году был сформирован Комитет сотрудничества прикаспийских стран (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан).

Между прикаспийскими странами была достигнута договоренность о необходимости подписать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Стороны условились вплоть до вступления в силу Конвенции руководствоваться советско-иранскими договорами от 1921 и 1940 годов. По взаимной договоренности, Конвенция может быть принята только на основе консенсуса прикаспийских государств.

Многосторонним переговорным механизмом по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря является Специальная рабочая группа на уровне заместителей министров иностранных дел «пятерки».

Первый саммит прикаспийских государств (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении) прошел в Ашхабаде 23-24 апреля 2002 года. Тогда было принято решение провести вторую встречу в Тегеране в 2003 году, но в этот срок она не состоялась и потом еще несколько раз откладывалась. В итоге, второй саммит прошел в иранской столице лишь 16 октября 2007 года. Его участники подписали декларацию, в которой обозначили общие подходы к выработке Конвенции о правовом статусе Каспия.

 

(Источник: РИА Новости и открытая информация интернет-порталов)

 

Нариман Жунусов, зам. председателя Комитета рыбного хозяйства МООС РК

Смотрите также

minoga

Каспийская минога

Спустя годы каспийская минога вернулась в р. Жайык (Каспийский бассейн).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *